Мой напарник – довольно несдержанный и взрывной человек. И хотя общение с ним очень тяготит, ни у него, ни у меня в ближайшей перспективе нет возможности сменить работу. Есть ли какие-нибудь психологические способы поумерить проявления его агрессии?
(Василий, Саратов)

Повседневность такова, что нам постоянно приходится сталкиваться с людьми нервными, озабоченными и невыдержанными. Такое вынужденное общение может происходить как однократно (поход в магазин, проезд в общественном транспорте), так и многократно (на работе, во время плановых занятий спортом и пр.).
Порой кажется, что эти типы готовы броситься на первого встречного чуть ли не с кулаками, обвиняя его во всех мыслимых и немыслимых грехах, хотя даже формального повода к конфликту им никто не давал. В подобных случаях психологи советуют добиваться именно той ответной реакции от собеседника, которую вы непременно хотели бы получить. Для этого необходимо очень внимательно следить за языком жестов и телодвижений агрессора. И еще одно важное дополнение: не факт, что наша манера общения внешне выглядит именно так, как мы себе привыкли это представлять. А это значит, что некоторые наши поступки со стороны могут расцениваться в качестве своеобразного вызова.
Как же заранее определить человека, склонного к проявлению агрессии или обладающего нестабильной психикой? Итак:
- их раздражает большое скопление людей, поэтому они постоянно проявляют нетерпение и практически никогда не ждут своей очереди;
- они очень легко вмешиваются в посторонний разговор, предпочитая прерывать собеседников;
- они просто упиваются быстрой и легкой победой, даже если им пришлось воспользоваться чьей-то бедой или беспомощным положением. И в этом случае они не считаются с чувством справедливости;
- а вот неудача таких людей быстро вводит в ступор: они становятся угрюмыми и подавленными;
- цельности характера у таких людей не отмечается;
- они абсолютно не радуются успехам других, ревностно относятся к тому, что окружающие любят и уважают кого-то другого;
- прямого общения с таким человеком хочется избежать любым способом.
Не будем вдаваться в особенности работы головного мозга агрессивных людей, скажем лишь, что эмоциональная сторона берет верх над рациональным подходом. Такому человеку очень трудно сдерживаться в критический момент (причем время наступления этого момента зачастую неизвестно даже ему самому). Отсюда следует, что психологически давить на таких людей бесполезно: их мозг «захлопывается» подобно двери лифта. А вот способы доброжелательного и доверительного общения действительно помогают не только снять напряжение, но и перейти к продуктивному разговору.
Вот несколько практических советов, позволяющих в большинстве случаев нейтрализовать агрессию собеседника и направить разговор в позитивное русло:
1. Не ведите беседу в приказной форме и не указывайте на то, что и как нужно делать вашему собеседнику. Сопровождайте свои слова доброжелательным выражением лица и жестами;
2. Не игнорируйте собеседника и активно участвуйте в разговоре, поскольку именно это позволит вам контролировать его поведение и вовремя выйти из патовой ситуации;
3. Мягкая манера разговора зачастую позволяет избежать проявления агрессии со стороны вашего вольного или невольного собеседника. Если человек согласился хотя бы с одним из ваших доводов, то вы можете считать, что общение движется в нужном направлении;
4. Иногда полезно применять метод так называемой «интимной» беседы. В этом случае рекомендуется использовать фразы типа «все будет хорошо», «у нас все получится», «мы обязательно все исправим» и пр.
5. Если речь идет о сотруднике, и вы чувствуете, что конфликт нарастает, постарайтесь немедленно прекратить общение, чтобы не сожалеть впоследствии о сказанном или сделанном.
Вот основные способы, которые вы можете применить на практике, не обладая какими-либо специальными знаниями в области прикладной конфликтологии. Более подробную информацию можно почерпнуть на специальных психологических семинарах или тренингах.
Желаю удачи!