Собираемся открыть предприятие бытового обслуживания, но никак не можем решить вопрос о том, как лучше назвать фирму. Понимаем, что окончательный выбор остается за нами, но хотелось бы психологически правильно подойти к решению данной проблемы. Пожалуйста, помогите!
(Александр и Иван, Тольятти)


  Действительно, всё, что нас окружает, имеет свои имена и названия. Если верить Библии, то пальма первенства в этом вопросе принадлежит Адаму и Еве. И дело здесь не только в удобстве – название наполняет особым смыслом тот или иной объект, сообщая окружающим наше отношение к нему, ведь в название каждый из нас вкладывает что-то свое, личное. И наименование фирмы не является исключением из правил.
  Еще в самом начале 1990-х, в то время, когда повсеместно в моду входили т.н. «комки» (коммерческие ларьки. – прим. Сергея Саратовского), вашему покорному слуге довелось увидеть на входе в один такой мини-магазинчик вывеску со звучным названием «Триада». Но… за внешне красивым словом многие прохожие смогли разглядеть скрытое словосочетание – «Три ада». Стоит ли удивляться, что этот «комок» меньше чем через полгода прекратил свое существование.
  Надо сказать, что неудачные эксперименты со словами-названиями – в частности, с фамилиями – отражены и в исторических анекдотах. Рассказывают, что как-то император Николай I повелел переменить в России все неприличные фамилии. А в это время некий полковник Зас выдал свою дочь за рижского гарнизонного офицера Ранцева и настаивал на том, чтобы зять уступил его воле, соединив обе фамилии через дефис, поставив фамилию тестя впереди собственной. Зять согласился, но с условием, что фамилия Зас будет писаться после фамилии Ранцев. Спор затянулся, и дело дошло до государя. Тот, недолго думая, оставил на прошении текст примерно следующего содержания: «Засранцевы нам без надобности!» Что и говорить, удовлетвори император просьбу полковника Заса, и сочетание двух старинных фамилий доставило бы массу неудобств своим невольным обладателям.
  Но если выбор имен и фамилий зачастую ограничен законами, общественными традициями и элементарным здравым смыслом, то в вопросе наименования фирм эти ограничения, как правило, отсутствуют. Тем не менее, есть несколько психологических моментов, которые рекомендуется соблюдать в подобных случаях:
– Психологи советуют быть лаконичными: короткое название легче запоминается. А вот если пойти по пути длинных названий советской эпохи, то есть все шансы, что клиент назавтра попросту не вспомнит наименование фирмы.
– Избегайте давать фирме личные имена (Максим, Людмила, Алла и т.д.). Во-первых, это неоригинально, а во-вторых, впоследствии вам трудно будет продать свой бизнес другому лицу, который никак не связан с этим именем.
– Думайте о своих клиентах и партнерах: название фирмы должно не только запоминаться, но и ассоциироваться с профилем фирмы (что не лишает вас возможности подобрать вполне оригинальное слово или словосочетание).
– Изучите названия фирм-конкурентов и постарайтесь избежать повторения уже имеющихся названий.
– Привнесите в название что-то свое (изымайте или переставляйте какие-либо буквы в известном слове, добавляйте дополнительные слова или соединяйте части слов), не забывая как о написании, так и о звучании получившегося названия.
– Активно пользуйтесь словарями, в которых вы сможете не только обнаружить интересные слова, но и углубить свои знания о смысле уже хорошо известных слов.
– Если вы предполагаете развиваться и дальше, то не ограничивайте себя отражением лишь одного направления деятельности в названии. Постарайтесь найти более универсальное слово или словосочетание.
– Ориентируйтесь на будущее: вы не просто участвуете в наименовании предприятия, но и, возможно, создаете бренд, который будет ассоциироваться у окружающих с данной фирмой и областью ее деятельности. Кстати, прекрасным примером является название компании Xerox: в повседневной разговорной речи слово «ксерить» стало синонимом слова «копировать».
– Обеспечьте обратную связь: активно делитесь с родственниками и друзьями своими идеями, внимательно выслушивайте их предложения и просите у них помощи в данном вопросе. Порой бывает и так, что предложение, неожиданно высказанное кем-то из окружающих, приносит несравненно большие плоды, чем собственное вымучивание различных вариантов.
– К любому названию нужно привыкнуть, вписать его в повседневную жизнь вашего бизнеса, учесть все положительные и отрицательные ассоциации. Как правило, на это уходит 3-7 дней, после чего название принимается или отбраковывается.
Иными словами, отнеситесь к наименованию предприятия со всей серьезностью, и ваши труды будут непременно вознаграждены!