Наш 4-летний сынок очень неусидчив и эмоционален. Иногда его чрезмерная активность умиляет, но чаще раздражает окружающих. Да и мы с мужем, признаться честно, в последнее время срываемся на ребенка, хотя и беспокоимся за его нервную систему. Как нам помочь ему? (Таисия, Северск)

 

  Действительно, ребенок-непоседа отличается рассеянностью, невнимательностью и неусидчивостью. В сравнении с другими детьми он импульсивен и нередко агрессивен по отношению к окружающим. А уж о перепадах настроения и говорить не приходится – за день оно меняется бессчетное количество раз! В результате малыш быстро утомляется, становится капризным и раздражительным, поскольку не может самостоятельно справиться с потоком нахлынувших впечатлений и эмоций.
  Но всегда ли мы, взрослые, ведем себя правильно по отношению к непоседе? Всегда ли мы доброжелательны с ним? Как говорится, врач, исцели себя сам! Поэтому для начала нужно запомнить несколько универсальных правил, которые помогут вам найти общий язык с необычным ребенком: относитесь к проказам малыша как к проявлению простого любопытства с его стороны; старайтесь не одёргивать его по пустякам и воздерживайтесь от резких и оскорбительных слов в его адрес; наказание (угол, крик, шлепок) в случае с непоседой – мера довольно неэффективная, поскольку такой подход лишь провоцирует еще большую агрессивность; не игнорируйте ребенка, поскольку бойкот ему непонятен и вызывает у него лишь чувство тоски и одиночества.
 1. Ребенок весьма нуждается в телесном контакте, поэтому старайтесь как можно чаще обнимать его, брать на руки или усаживать на колени. Но никогда не делайте это против его воли.
 2. Перевозбужденность чревата для ребенка нервным срывом, поэтому в те моменты, когда он перестает себя контролировать, постарайтесь переключить его на более спокойный вид деятельности (чтение, лепка, рисование и т.д.).
 3. Явными признаками перевозбуждения являются: проглатывание слогов при произнесении слов, видимая неспособность дослушать до конца, хаотичность движений. И здесь важно установить истинную причину такого состояния. Чаще всего оно зиждется на недостатке внимания со стороны окружающих, обиде, ревности или страха перед одиночеством. В результате возникает ситуация, когда ребенок все свои волнения выносит наружу. При возникновении первых признаков перевозбуждения необходимо постараться как можно быстрее устранить их.
 4. Специалисты советуют проговаривать вслух то, что испытывает малыш, чтобы он научился распознавать свои эмоции и лучше управлять собою. Коротко называйте чувства, присущие его нынешнему состоянию: «Ты рассержен», «Тебе обидно», «Тебе грустно», «Тебе одиноко», «Тебе весело», «Тебе приятно», «Ты счастлив» и т.д. Обращайте особое внимание ребенка на хорошие моменты в его настроении, чтобы утвердить в нем позитивное отношение к жизни. Позволяйте выплескивать и негативные эмоции, предварительно договорившись о том, как он будет это делать: бить палкой по полу, топать ногами, рычать и т.п. Важно предупредить малыша, что в эти моменты нельзя причинять боль людям и животным.
 5. Запомните, что буйность и конфликтность у ребенка являются своеобразной просьбой о помощи и желанием обратить на себя внимание. Если такое поведение выражено во второй половине дня, то можно сделать вывод о том, что малыш утомлен. Легкий массаж, ванна или теплый душ – все это быстро снимет его напряжение. Затем рекомендуется почитать интересную книгу, избегая активных игр или просмотра телевизора.
 6. Умение владеть собой – самая трудная из всех задач, которые стоят перед непоседой. Неумение справиться со своими эмоциями часто приводит к наказанию со стороны взрослых (которые и сами когда-то были детьми). Не «ломайте» малыша, а просто объясняйте, почему вы сердитесь на него. Ведь любое порицание без объяснений взращивает чувство одиночества в ребенке и говорит ему об отсутствии родительской любви.
 7. Важно соблюдать установленный режим дня. Приучайте непоседу к тому, что какие-то вещи он должен делать сам (умыться, одеться, сесть за стол для завтрака, убрать вечером игрушки и т.д.). Ненавязчиво приучив ребенка к порядку, вы можете рассчитывать на то, что он станет более самостоятельным и выдержанным.
 8. Четко формулируйте свои просьбы и требования. Вместо того чтобы бесконечно твердить фразу: «Надень рубашку», дайте ему ее в руки и четко сформулируйте то, что от него требуется.
 9. Если во время совместного занятия с вами (например, чтения) ребенок постоянно отвлекается или задает массу посторонних вопросов, не возмущайтесь: отвечайте на вопросы и снова возвращайтесь к книжке. Иными словами, постепенно приучайте ребенка доводить начатое дело до конца. А ваша похвала в конце чтения станет достаточным стимулом для того, чтобы почувствовать себя счастливым!