Недавно воспитатель детского сада сказала, что наш 2-летний сын иногда кусает других детей из своей группы. Для нас это стало полной неожиданностью, ведь этот ребенок всегда очень улыбчив и ласков к домочадцам. Что с ним происходит?                  (Арина, Волгоград)

 

  Ваше удивление вполне понятно. Но порой бывает так, что восхитительные детишки 1,5-3-летнего возраста вдруг неожиданно становятся заядлыми «зубастиками». Недаром этот возраст психологи в шутку окрестили «периодом кусания», а болезненные следы от детских зубов и вовсе закрепились в обиходной речи под названием «часиков».
Почему же дети кусаются? Дело в том, что для каждого возрастного периода характерны свои причины. Например, в возрасте 5-7 месяцев дети обычно кусают других, когда испытывают дискомфорт вокруг рта или ощущают боль во время прорезывания зубов. Если ребенок чуть старше (8-14 месяцев), то он может укусить другого в момент сильного эмоционального перевозбуждения. Взрослея (1,5-3 года), малыш кусает окружающих, стремясь контролировать их действия. Обычно достается посторонним детям, реже – взрослым или родственникам.
  Если ребенок, пройдя 3-летний возраст, продолжает кусаться, то этот факт говорит о его беспомощности или страхе. И в этом случае его обязательно нужно показать специалистам (врач, психолог). Взрослые также должны насторожиться, если ребенок кусается при любом удобном случае (в сходных ситуациях малыш выражает определенное требование, в разнообразных – проявляет скрытую агрессию или тяжелое эмоциональное состояние), наносит своими укусами раны, активно демонстрирует другие формы агрессии (например, причиняет боль животным).
Какие рекомендации можно дать в вашем случае?
  1. Психологи советуют родителям 2-3-летних детей учить своих чад выражать чувства словами. Помогите ребенку правильно описать свое состояние (например: «Ты, наверное, обижен на друга за то, что он забрал твою машинку?»). Перевод обиды или страха из физической формы выражения в словесную поможет ребенку быстрее справиться со стрессом.
  2. Хорошо, если взрослые научатся определять тот момент, когда ребенок готов решать свои проблемы с помощью зубов. Если отвлечь его в этот момент, то, возможно, он вскоре забудет о своем намерении.
  3. Ведите себя тактично, жестко не критикуйте «кусаку» и не устраивайте чтения нотаций на тему кусания. Старайтесь использовать конкретные слова и простые предложения в своей краткой беседе с ребенком.
  4. Рекомендуется установить четкие правила относительно кусания. Важно сказать малышу: «Мы никогда не кусаем людей. Кусать можно только еду, например, хлеб и яблоки».
  5. Если ребенок укусил кого-то из окружающих, скажите ему, что кусаться – это очень больно. Если он укусил вас, покажите ему, что вы испытываете сильную боль, ведь именно на вашем примере он сможет понять, что вы очень расстроены его выходкой.
  6. Делая ребенку замечание, сохраняйте твердость в голосе и строгое выражение лица. Ведь маленькие детишки не всегда улавливают сказанное, но практически всегда правильно понимают язык тела, выражение лица и тон голоса.
  7. Учите ребенка сопереживать и правильно понимать чувства и эмоции окружающих. Если малыш ревностно относится к чужим успехам, избегайте чрезмерно сложных или соревновательных игр и согласуйтесь с возрастом малыша. Этим самым вы постепенно приучите его к основным правилам поведения с детьми.
  8. Если вы почувствовали, что игра начинает понемногу раздражать ребенка, отвлеките его и аккуратно сфокусируйте его внимание на новом интересном занятии. К сожалению, в больших коллективах (например, в детсадовских группах) такой подход почти исключен.
  9. Чаще хвалите малыша, особенно в те моменты, когда он сумел справиться со своими эмоциями и в очередной раз не стал «зубастиком».