Нашему сыну 5 лет, но он с трудом сходится с детьми. Как научить ребенка заводить новые знакомства?
(Анна, Магнитогорск)

 Дети, которые в 5-летнем возрасте начинают новые отношения с решительностью взрослого человека, в реальной жизни не встречаются. Обычно ребенок знакомится с детьми, присоединяясь к их игре. Для некоторых детей этот момент является серьезной проблемой, поэтому они предпочитают играть в одиночестве. Другие довольно неуклюже или навязчиво вступают в коллективную игру, что быстро начинает раздражать остальных играющих. Как же помочь ребенку научиться знакомиться?
 Начнем с основных правил детского этикета, который состоит из пяти пунктов. Психологические исследования показывают, что всех детей можно условно разделить на три группы – по тому, как они присоединяются к играющим ровесникам.
Первая группа детей следует всем правилам этикета и легко входит в игру. Таким детям свойственны следующие поступки:
 – выражают заинтересованность происходящим и внимательно следят за тем, как играют другие, вникая в установленные правила игры. Сравнивают уровень развития детей со своим;
 – молча наблюдают за игрой или одобрительно отзываются о действиях играющих: «молодец», «хороший удар» и т.д.;
 – дожидаются паузы в игре, чтобы обратиться к играющим и присоединиться к происходящему. В этом пункте есть свои тонкости: мальчики присоединяются к той части команды, которая больше всего нуждается в помощи, а девочки присоединяются к игре, спросив разрешения у хозяйки игрушки;
 – спокойно принимают отказ, после чего начинают искать другую, более приемлемую для себя компанию детей.
Вторая группа не знакома с этими правилами и предпочитает играть в одиночестве. Эти дети не наблюдают за игрой, не делают самостоятельных попыток присоединиться к ней, а ждут персонального приглашения.
Третья группа не просто не соблюдает, а нарушает правила детского этикета. Такие дети:
 – не вникая в установленные правила, начинают играть; постоянно пытаются нарушить ход игры или разрушить    (сломать) созданное играющими; раздражают других детей ненужными вопросами;
 – бесконечно критикуют играющих;
 – вмешиваются в игру помимо воли других ее участников;
 – жалуются взрослым, если не получилось прийти к взаимопониманию с новыми знакомыми.
 Как вы уже поняли, самой проблемной является третья группа детей. Поэтому, если малышу трудно найти общий язык другими детьми, психологи советуют ознакомить его с пятью правилами детского этикета и рассказать ему о том, как дети нарушают эти правила.
Чем еще можно помочь малышу?
 1. Выберите школьный двор или детскую площадку, где играют дети примерно такого же возраста.
 2. Пусть ваш ребенок с близкого расстояния понаблюдает за игрой, чтобы решить, интересна ли она ему, понимает ли он установленные правила и т.д. Следя за игрой, ваш ребенок продемонстрирует участникам игры свою заинтересованность, и, быть может, они пригласят его присоединиться.
 3. Объясните ребенку важность паузы в игре, ведь именно во время паузы можно попросить участников о том, чтобы войти в игру. Подскажите ему примерные слова, с которыми можно обратиться к играющим.
 4. Учите малыша принимать отказ без лишних обид, поскольку отказ – не повод расстраиваться, а повод искать другую компанию.
 5. Непременно похвалите ребенка, даже если его попытки стать участником игры не увенчались успехом.