Моя сестра занимает престижную должность в солидной коммерческой компании. Но чуть больше месяца назад ее начала третировать одна из сотрудниц (их должности равны), дочь которой хочет перейти на работу в ту же организацию. В итоге у сестры начались неприятности с коллегами, и она всерьез подумывает об увольнении. Как ей помочь?
   (Жанна, Москва)

  Полагаю, что пока не стоит излишне паниковать: не факт, что эту должность кому-то обязательно «отдадут». Если сестра чувствует хорошее отношение со стороны руководства, то ей нужно спокойно продолжать трудиться, не обращая внимания на происки мнимых и истинных недругов.
  Тем не менее, ситуация, сходная с той, в которой сейчас находится ваша сестра, имеет свое название – моббинг. Этим термином обозначается явно несправедливое отношение или целенаправленное преследование работника со стороны руководства или коллег. О человеке, который ушел с работы, не выдержав подобного прессинга, обычно говорят, что его «съели» («подставили», «подсидели»). В эпоху экономических перипетий тема моббинга выходит на первый план, и Россия здесь не стоит особняком. Например, в большинстве европейских стран почти половина сотрудников различных компаний так или иначе сталкивается с предвзятым отношением к себе. Несомненно, что последствия моббинга влияют не только на психологическое состояние человека, но и на его здоровье в целом.
   Психологи выделяют «вертикальный» (начальник – подчиненный) и «горизонтальный» (коллега – коллега) моббинг.
Вертикальному чаще подвергаются сотрудники, которых высокопоставленное лицо рассматривает в качестве «овец на заклание»: уходя, они должны освободить место другим, более приближенным к начальнику людям. Иногда конечная цель может быть иной – устранение потенциального конкурента или банальная месть. В этом случае работника стараются обвинить в непрофессионализме или недисциплинированности, поставить перед ним невыполнимые задачи, тем самым вынудив его написать заявление об увольнении.
  Горизонтальный моббинг нередко используется опытными сотрудниками в отношении коллег-новичков и может выражаться в бойкоте, игнорировании просьб, предоставлении искаженной информации, «заспинных» разговорах и прочих мелких пакостях. Все это вполне вписывается в общую картину моббинга.
  Особенно ситуация усугубляется, если в новичке увидели конкурента или его поступки отличаются неординарностью. Нельзя сбрасывать со счетов и простую человеческую зависть, особенно ярко проявляющуюся тогда, когда новому сотруднику излишне благоволит начальство.
  Иногда моббинг используется в качестве своеобразного «ритуала посвящения» в члены коллектива. В этом случае он имеет временный характер и завершается в тот момент, когда «неофит» свыкся с правилами, принятыми в данном коллективе.
  Если при вертикальном моббинге нужно действовать более осмотрительно, учитывая расстановку сил на работе и внимательно относясь к нюансам межличностных отношений в коллективе, то при горизонтальном удачный исход во многом зависит от личных качеств человека. Что можно посоветовать тому, кто оказался в ситуации, что и героиня письма?
 1. Если на работе имеется штатный психолог или руководитель службы управления персоналом, то лучше обратиться за помощью к ним.
 2. Трудитесь в обычном режиме, учитывая все основные замечания и рекомендации, которые исходят от руководства.
 3. Если у вас есть новые идеи и проекты, смело отправляйтесь к шефу, чтобы он мог лишний раз убедиться в вашей нужности для предприятия.
 4. Укрепляйте отношения с лояльными к вам коллегами. Этим самым вы обезопасите свои тылы или сможете рассчитывать на положительную рекомендацию с их стороны в трудный момент.
 5. Частично ситуацию может спасти письменное разъяснение руководством должностных обязанностей сотрудников, т.н. должностная инструкция. После этого страдающая сторона всегда может сослаться на документ, чтобы защититься от несправедливых обвинений.
 6. Психологи рекомендуют вести себя доброжелательно и не демонстрировать свой страх перед возможным конкурентом: он должен чувствовать в вас сильную личность. Тогда есть шанс, что он оставит свои притязания.
  Категорически нельзя вступать в явную конфронтацию с возможным соперником (просто старайтесь работать лучше него), жаловаться начальству (редкий руководитель любит жалобщиков), обсуждать с коллегами данную тему (иначе информация об этом мгновенно станет достоянием неопределенного числа посторонних лиц), рассказывать об имеющихся подозрениях своему конкуренту (это приведет к еще большему напору с его стороны).