Моя близкая подруга уехала с мужем в другой город, и теперь нам все больше приходится общаться посредством электронной почты или через одну из социальных сетей в Интернете. Но вот беда: в последнее время мы почти перестали понимать друг друга и часто ссоримся из-за неверно понятых фраз. Как не потерять подругу, общение с которой длится уже много лет?    (Анастасия, Саратов)

 Так и хочется ограничиться известной фразой: «Надо чаще встречаться!», но в вашем случае этот призыв довольно трудно воплотить в жизнь. Давайте разберемся в сложившейся ситуации. Начнем с того, что устная речь решительно отличается от письменной, а уж тем более – от письменной «электронной». К примеру, нашим бабушкам и дедушкам и в голову не могло прийти рисовать «смайлики» в письмах или поздравительных открытках, а вот современная интернет-переписка изобилует этими забавными мордашками и знаками препинания, призванными обозначать наши эмоции.
 В последнее время многие психологи склоняются к мысли, что электронные письма не только не являются приемлемым средством общения, но и нередко отравляют прежде бывшие нормальными отношения между людьми. Ведь общение – не просто обмен информацией, а целый комплекс наших биологических реакций с участием органов зрения, слуха, обоняния и осязания. Общаясь, мы пытаемся, если хотите, сканировать собеседника, понять его состояние и отношение к нам, сообщить свое душевное состояние ему. В режиме заочного общения это сделать весьма и весьма затруднительно. Здесь очень важно уметь правильно изъясняться и четко излагать свои мысли.
В прежние времена люди старались в своих письмах изъясняться более доступным языком, поскольку, отнеся их на почту, они уже не имели возможности что-то быстро уточнить или исправить. Послание составлялось таким образом, чтобы адресату все было предельно ясно. Любое слово было тогда на вес золота, в этом и заключалась роскошь общения. А много ли нам памятно из нынешней переписки с друзьями в социальных Интернет-сетях? Ценность такой виртуальной переписки такова, что наш мозг уже и не стремится сохранять память о ней. Думаю, что Андреа (так звали моего зарубежного друга) не смогла бы перевести и десятой части электронных текстов в их современном изложении – слишком много в них вульгаризмов, «прикольных» фразочек и чрезмерных сокращений.
Возвращаясь к теме, надо добавить, что важную роль играет и разная скорость печатания текста. Например, один собеседник в режиме он-лайн выдает по нескольку предложений в минуту, а другой – пять минут вымучивает два слова в ответ. У первого постепенно создается ощущение, что с ним не желают общаться или общаются «между делом»: ведь он не видит в этот момент объект своей переписки.
 Скорость и качество Интернет-соединения, ошибки в формулировании фраз, неуместные сокращения слов или предложений, необоснованное или некорректное использование «смайликов» – все это, в конечном счете, приводит собеседников к взаимному недопониманию и еще большему накоплению обид.
 Все мы являемся носителями русского языка, но, как ни странно, каждый из нас разговаривает и пишет на «своем» русском языке. Психологи считают, что один человек может отнестись к написанной кем-то фразе как к «четко и конкретно изложенной мысли», а другой – как к «наглому, сухому и амбициозному высказыванию».
Мы устроены так, что понятийная пустота для нас невыносима. И если в логической цепочке восприятия возник пробел, то мы непременно заполняем его нашим (а не собеседника!) пониманием слов.
 Необходимо помнить, что конфликты, начинающиеся с электронной переписки, имеют гораздо более драматичный исход, нежели споры, которые возникают при личном общении. Вызвано это тем, что при электронной переписке люди не стараются держать в узде свои эмоции, а это приводит к еще большей эскалации конфликта. Так, например, считает Барри Уэллман, доктор социологии из Университета Торонто.
 Получается, что обычный телефонный разговор гораздо приемлемей для общения близких людей: там в основном задействован слух, а эмоции человека вполне различимы. В последние годы все больше укрепляет свои позиции видеосвязь по скайпу. И хотя мы не можем в этот момент пожать руку партнеру, наши глаза и уши помогают нам максимально приблизиться к реальному общению.
 Полагаю, что со временем многие социальные Интернет-сети обзаведутся собственным подобием видеосвязи и разместят на своих страницах рекомендации по ведению электронной переписки и краткую информацию о возможных проблемах, связанных с несоблюдением «электронного этикета».