Недавно мы с мужем заметили, что наш 10-летний сын стал воровать у нас деньги. Ни уговоры, ни наказание не помогают. Что нам делать?     (Екатерина, Весьегонск)


  Специалистам хорошо известно, что практически каждый ребенок хоть раз в жизни присваивал себе чужую вещь или брал без разрешения деньги. И первая реакция взрослых на подобные поступки обычно укладывается в стандартную схему: растерянность – паника – обида - желание примерно наказать маленького пострела. В причинах детских проступков обычно никто особо не разбирается, предпочитая «работать» с последствиями. Но в том-то все и дело, что психика ребенка подобна индикатору, чутко реагирующему как на собственное взросление, так и на возможную нездоровую ситуацию внутри или вне семьи.
  Причин склонности к кражам в раннем подростковом возрасте (10-12 лет) превеликое множество, но на ряд моментов нужно обратить пристальное внимание.
  1. Немалую роль играет отсутствие у ребенка жесткой установки «мое-чужое». Но надо заметить, что психологи не применяют к дошкольникам термины «кража» и «воровство», поскольку в раннем детстве мир реальный и мир фантазийный у ребенка слиты воедино, а это значит, что осознавать свои поступки с общепринятых этических позиций он пока еще не в состоянии. Формирование понятия «мое-чужое» происходит у малыша в период с 4 до 6 лет, но и позднее детям бывает довольно трудно сдерживать свои сиюминутные порывы. И тут многое зависит от родителей: именно с этого возраста нужно начинать объяснять малышу правила распоряжения своим и пользования чужим имуществом. Если же установка «мое-чужое» в сознании ребенка размыта, то поступки его будут соответствующими. Поэтому вести разъяснения на тему границ собственности лучше с малолетства.
  2. Важно учитывать психологическую атмосферу в семье: межличностные конфликты, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи или чрезмерная занятость родителей своими делами – все это может стать пусковым моментом в асоциальном (не соответствующем нормам общественной морали. – прим. Сергея Саратовского) поведении ребенка. Протест против сложившегося порядка вещей и желание обратить на себя внимание в то время, когда взрослые заняты собой или своими проблемами, нередко подталкивает ребенка на плохие поступки. Здесь может быть ценна консультация семейного и детского психолога. Эти специалисты помогут разобраться в имеющейся ситуации, расставить приоритеты и скорректировать проблему.
  3. Необходимо принимать в расчет и возможные внешние конфликты у подростка, поскольку в наше сложное время ребенок нередко становится объектом преступных действий со стороны своих сверстников или более взрослых людей. Вымогательство, насилие, вращение в среде алкоголе- или наркозависимых лиц, втягивание ребенка в противоправную деятельность – все это вынуждает подростка «решать» свои проблемы с помощью родительских денег. В такие периоды ребенок, как правило, очень задумчив, беспокоен, отвечает невпопад, тревожно спит, плохо учится, имеет нездоровый вид и т.д. Учитывая подобные факторы, к работе психолога необходимо подключать врачей, социальные службы и правоохранительные органы. В противном случае ситуация легко может выйти из-под контроля.
  4. Одной из причин детских краж может стать клептомания (от греч. klepto - краду, похищаю и mania – неистовство, безумие). Но такой диагноз может поставить только врач, поскольку данное расстройство не относится к числу проблем, корректируемых психологическими методами. Клептомания - болезнь, требующая незамедлительного медицинского вмешательства. Поэтому, если ребенок имеет неодолимое, периодически возникающее болезненное влечение к воровству, то родители должны насторожиться. Отличительной чертой клептомании является то, что похищенные вещи, как правило, не реализуются с извлечением выгоды, а украденные деньги расходуются бесцельно.
  Главное - помнить, что выявление фактов кражи вещей или денег ребенком – очень тревожный сигнал, свидетельствующий о довольно серьезных проблемах. А это значит, что мы, взрослые, должны чутко реагировать на малейшие негативные проявления в поступках собственных детей, чтобы помочь им преодолеть трудный отрезок жизненного пути и впоследствии стать полноценной и гармонично развитой личностью.