Наш ребенок пошел в первый класс. Первую неделю было все хорошо, а теперь плачет на уроках. Дома спрашиваем, чем он расстроен, а он молчит или опять начинает плакать. Подскажите, что делать?       (Ольга, Москва)

   Не секрет, что для любого первоклассника начало учебы сопряжено с довольно сильными эмоциональными переживаниями: режим дня и требования, предъявляемые к вчерашнему дошкольнику, стали более жесткими, хорошо знакомые воспитатели уступили место пока еще незнакомому первому учителю, глобально изменился коллектив детей. Опыт показывает, что не все дети готовы к подобным переменам.
По ходу замечу, что год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, весьма важен для его психического развития. Именно к семи годам он уже умеет в достаточной мере регулировать свое поведение, обретает некоторую ответственность, каковой нет у детей младшего возраста.
  Первые яркие дни учебы, вызывавшие неподдельный восторг, довольно быстро перетекают в школьные будни. Как итог, первоклассник начинает быстро утомляться, становясь плаксивым и раздражительным. Специалисты выделяют основные критерии, по которым можно судить о том, насколько ребенок смог адаптироваться к учебному процессу. Сюда относятся: желание/нежелание выполнять задания педагога (иными словами, учиться), дошкольный уровень знаний и навыков, стремление к успеху или банальное желание избежать неудачи, умение воспринимать, перерабатывать и сохранять получаемую от учителя информацию, а также умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
  По степени адаптированности детей можно подразделить на три основные группы. Дети, относящиеся к первой группе, довольно быстро вливаются в коллектив, приобретая новых друзей. Эти ребята доброжелательны, спокойны и без видимого напряжения выполняют основные требования учителя. Дети из второй группы (они составляют примерно треть от общего числа первоклашек) имеют более продолжительный период адаптации, вызванный длительным неприятием ими новой ситуации обучения, общения с учителем и одноклассниками. Эти школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с кем-то из класса, болезненно – слезами и обидами - реагировать на замечания педагога. Третья группа - дети, адаптирующиеся со значительными трудностями. Это примерно каждый седьмой ребенок. Такие детки с большим трудом усваивают учебный материал, резко проявляют свои эмоции, «мешают» учителям и детям.
Первые две-три недели учебы первоклассника психологи называют «физиологической бурей»: в это время организм отвечает значительным напряжением практически всех систем и выдает наружу довольно бурную реакцию, выражающуюся в чрезмерной плаксивости, утомляемости, раздражительности. Несколько позднее школьник постепенно приспосабливается, заметно успокаивается и учится правильно реагировать на изменившуюся ситуацию.
  Какие советы можно дать в этом случае?
  1. Если ребенок излишне непоседлив и плаксив, то его имеет смысл показать психологу и врачу.
  2. Если ребенок быстро утомляется и теряет интерес к занятию, после чего ведет себя отвлеченно, то в этом случае нужно поговорить с учителем, чтобы тот смог предложить первокласснику индивидуальный график работы на уроке.
  3. Если ребенку трудно отвыкнуть от игрушек, то вполне можно разрешить ему брать их с собой в школу, объяснив при этом, что играть можно только на перемене.
  4. Незаметно понаблюдайте за своим ребенком во время школьной прогулки. Постарайтесь уяснить для себя особенности его общения с учителем и одноклассниками. Это поможет вовремя скорректировать возможные проблемы.
  5. Ни в коем случае не критикуйте первоклассника, поддерживайте его и избегайте навязывания ему негативных ярлыков (неумеха, неслух, лентяй и т.д.). Этим самым вы позволите ребенку чувствовать в себе уверенность и ощущать себя наравне с более успешными сверстниками.
  6. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и в какой-либо кружок или секцию. Дополнительные занятия – творческие или спортивные – лучше начинать за год до учебы или через год после ее начала, ко 2-му классу.
  7. При выполнении домашнего задания старайтесь делать небольшой перерыв через каждые 10-15 минут. Это позволит вашему чаду не терять концентрации внимания при самостоятельном усвоении предмета. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
  8. Показывайте ребенку, что любите его таким, каков он есть, а не за его достижения.
  9. По возможности честно и терпеливо отвечайте на любые вопросы ребенка.
  10. Хотя бы иногда ставьте себя на место своего чада, и тогда вы начнете понимать, как нужно себя с ним вести.
Когда-то С.Харрисон сказал: «Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе».