До недавнего времени наши 4-летние сыновья-двойняшки совместно посещали одну группу в детском саду. Затем появилось место в другой группе, и мы решили перевести туда одного из детей. Сейчас ребенок тяжело привыкает к новым условиям: не хочет идти в детский сад, закатывает истерики, кричит, плачет, просится домой, жалуется на то, что в группе ему не нравится. Воспитатели говорят, что после нашего ухода он успокаивается, со всеми делает зарядку и потом целый день ведет себя хорошо. Надо ли показать его врачу или психологу?    (Ольга, Екатеринбург)

  После всего того, что сказано в вашем письме, довольно странно звучит вопрос о необходимости показать ребенка врачу или психологу. Ведь в прежней группе у малыша все было нормально, а это значит, что ваше чадо вполне физически и психологически здорово! Максимум, о чем имеет смысл поговорить с детским психологом, так это о правильной адаптации сына к новым условиям: даже при верном подходе этот процесс может занять несколько недель.
  Но есть более важный момент, на котором мне хотелось бы заострить ваше пристальное внимание, поскольку сейчас у вашего ребенка протекают два абсолютно разных процесса – адаптация к новой группе и … привыкание к новым взаимоотношениям в семье, о чем я скажу немного позднее. Первый процесс относится к числу естественных, а второй обычно идет тяжело, с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. И сейчас вам видна лишь надводная часть айсберга – поведение ребенка. Но если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, то вряд ли бы вы приняли решение о разделении детей путем перевода их в разные группы (кстати, не вполне ясны мотивы, которыми вы при этом руководствовались).
Изначально возникает резонный вопрос: какую реакцию вы ожидали от малыша, лишив его всего того, к чему он уже привык – дневное общение с родным братом, друзьями и воспитателями, любимые игрушки, знакомый уклад и режим дня? Вызовет ли это положительную реакцию у малыша? Полагаю, что нет! Более того, приходя домой, он будет непременно делиться с братом своими впечатлениями, слушать его рассказы о новых приключениях с прежними друзьями … и все больше чувствовать свое одиночество. И это чувство останется даже после того, как он полностью адаптируется к новым условиям, ведь малыш столкнулся с вопиющей несправедливостью по отношению к себе, основанной на родительском всевластии. Более того, ваше чадо все чаще станет задумываться о том, что вы любите его меньше, чем другого брата. И здесь никакие доводы («у нас не было выхода», «ты более самостоятельный» и т.д.) не будут иметь решающего значения в глазах ребенка.
  Надо ли говорить, что именно сейчас вы невольно закладываете в детскую душу основы ревности к родному брату и возможное будущее соперничество между ними? Закладываете то, что придется пить полной чашей и вам самим на протяжении всей своей жизни! А это именно та проблема, которую никак нельзя сопоставить с вашими нынешними интересами или временными сложностями.
О  дин маленький, но характерный пример. В послевоенное время было много семей, которые не могли прокормить своих детей из-за тяжелого экономического положения. Это вынуждало родителей отдавать одного своих чад «добрым людям»: бездетным или более обеспеченным родственникам, соседям, друзьям. Проходило время, и ребенок, даже зная о своей прежней семье, братьях и сестрах, зачастую переставал соотносить себя с ними и впоследствии никак не стремился выстраивать близкие отношения с кровными родственниками. Это была плата за маленькое родительское предательство, пусть и из благих намерений. Осуждать тех родителей мы не имеем морального права - таковы были суровые реалии прежней жизни: возможно, это был единственный способ спасти ребенка от нищеты или даже голодной смерти.
  Но что мешает нам, нынешним родителям, избегать разделения детей? Ведь ребенок, как и взрослый, имеет право на выбор. Если бы переход в другую группу осуществлялся на основе его собственного выбора (например, после его положительных отзывов о временном пребывании в новой группе), то многих проблем на будущее удалось бы избежать. Учитывайте интересы и потребности малыша, поскольку это очень важно для формирования его личности!