Одни люди стремятся к наградам и похвале, а другие, напротив, всячески избегают внимания к своей персоне. С чем это связано?        (Андрей, Пенза)

  Не секрет, что многие из нас желают подчеркнуть свою индивидуальность. Кто-то, получая очередную медаль или слыша слова благодарности в свой адрес, остается неудовлетворенным размером полученного или услышанного, а кому-то даже при малейшем разговоре о себе в превосходной форме свойственно теряться и ощущать себя недостойным даже малой похвалы.
  Если не брать в расчет пресловутую манию величия, которая выражается в крайней степени переоценки своей важности, то разумное стремление к похвале или наградам является не таким уж плохим качеством, как это может показаться с первого взгляда. И здесь очень многое зависит от воспитания человека, от той среды, в которой он рос, от его личных устремлений. Один трудится только ради того, чтобы его заметили, а другому важны реальные достижения, и награды он либо не признает вовсе, либо считает их естественным приложением к результатам своего труда.
  Каждый по-своему оценивает свои и чужие достижения: первому нужны почести и звания, второй гордится крепкой семьей и числом лет, прожитых в браке, третий измеряет успех количеством дворцов и земельных угодий, а четвертый мечтает о творческих успехах и научных открытиях…
  Общеизвестно, что родоначальником современной наградной системы в России стал Петр Первый, заменивший традиционное пожалование достойных людей земельными наделами и дорогими шубами «с царского плеча» орденами и медалями. И, надо заметить, эта система оказалась жизнеспособной: помимо награжденных героев, она породила огромное число других счастливых обладателей наград и не меньшее количество несчастных жертв интриг, причиной которых стал кусок металла на ленте.
  Надо сказать, что недуг «наградомании» - весьма распространенная общечеловеческая слабость. Например, в СССР она поддерживалась разнообразной системой премий и поощрений, стимулировавших производственный, научный и творческий труд. Ведь смысл любого поощрения – материального или словесного – заключается в выражении благодарности или признательности кого-либо (государства, общества, начальства) по отношению к нам. И здесь не от нас зависит форма и размер этого поощрения - мы вольны лишь в том, чтобы принять его или отклонить.
Но далеко не всегда отказ от заслуженной награды является признаком скромности натуры. Известно множество случаев, когда человек не принимал награду исходя из других мотивов: чувства солидарности с кем-то, ощущения недостаточности или несерьезности предлагаемого поощрения, обиды, несправедливости. Вспомнить хотя бы ветеранов локальных войн или ликвидаторов последствий катастроф, возвращавших свои награды в знак протеста или несогласия с государственной политикой.
Иногда отказ от награды является хорошим способом привлечь внимание к своей персоне. В качестве примера можно упомянуть австрийского прозаика Томаса Бернхарда, в 1970-е годы активно отказывавшегося от всякого рода наград и почестей. Позднее, когда такое поведение перестало быть актуальным и уже не вызывало всеобщего интереса, он изменил свое отношение к данному вопросу.
Современная государственная наградная система в России еще недостаточно развита, а ведь когда-то в нашей стране было великое множество рабочих и колхозников – орденоносцев: государство сознательно способствовало возвеличиванию простого человека и героизации его труда. Сегодня дело обстоит несколько иначе, что вызывает к жизни различные формы общественного поощрения. Такова человеческая психология: свято место пусто не бывает! Хотя и здесь, конечно, не стоит уподобляться образу дорогого Леонида Ильича, увешанного звездами «от плеча и до плеча».
  И действительно, в последнее время появилось огромное количество альтернативных наград – ведомственных, общественных, научных. Одни из них рассчитаны лишь на то, чтобы тешить чье-то самолюбие, вручение других основывается на вполне объективном подходе. Полагаю, что институт государственных и общественных наград стоит еще в самом начале своего развития.
  В завершение хочется добавить, что нынешняя система образования предусматривает такой тип стимулирования, как школьные портфолио. Это когда дети соревнуются в том, у кого папка с грамотами толще. Интересно, как объем такой папки помогает вчерашнему школьнику поступать в вуз или устраиваться в жизни? Думается, что почти никак. В итоге, дети растут демотивированными, т.е. не чувствующими необходимости быть награжденными. А это значит, что мы теряем еще один инструмент для стимулирования молодого поколения в вопросах труда, научных достижений, общественной жизни, героических поступков.