Сколько ни езжу за границу отдыхать, каждый раз боюсь, что путевку купим, что-то сорвется, и деньги мы потеряем. По крайней мере, в турфирмах говорят, что вернут в таком случае немного. Но почему, ведь услуга не оказана, значит, всё должны вернуть?

Ответ: Еще год назад турагентства вписывали в договор, заключаемый с туристом, пункт о штрафных санкциях в случае отказа от путевки. Причем размер штрафа мог равняться стоимости самого тура. Иными словами, отказываясь от поездки, турист действительно получал на руки копейки. При этом в суды никто не обращался, считая, что турагентство действует в рамках закона. Но это не так. Турпутевка – это услуга, от которой, согласно статье 32 закона «О защите прав потребителей», вы в любой момент можете отказаться. Достаточно в офисе компании написать соответствующее заявление. Турагентство может отказываться его регистрировать, ссылаясь, например, на отсутствие директора или печати, – такое случается часто. В этом случае отправляйте заявление на юридический адрес, если он вам известен, или по фактическому месту нахождения турагентства. Его надо направить заказным письмом с уведомлением.
  Причина, по которой вы отказываетесь от тура, не имеет значения: заболел ребенок, вы решили поменять Турцию на Чехию, надумали провести отпуск на даче – турагентство в любом случае обязано вернуть вам все деньги за вычетом фактически понесенных расходов. Ими могут быть: оплата визы, топливного сбора, отеля и так далее. Однако при этом турагентство обязано предоставить документы, подтверждающие данные расходы. Это значит, что вы должны своими глазами увидеть платежные документы, на которых будет указана ваша фамилия, сумма и ее получатель – например отель. Если агентство не предоставляет такие данные, значит, оно обязано вернуть всю сумму в соответствии с договором. Если этого не происходит, можете обращаться в суд общей юрисдикции – например в районный. Обычно турагентства стараются не доводить дело до суда, поскольку все равно доказать понесенные фактические расходы довольно затруднительно.