Моему внуку 6 лет. Боясь, что называется, «запустить» воспитание, мы всеми силами стараемся ограничивать его доступ к ненужным или опасным предметам: огонь, кипяток, дорога, открытые люки, скользкая дорога, спуск на санках с крутых горок. А в последнее время мы стали замечать, что он все меньше слушается нас и все больше нарушает наши установки. Как поступать в таких ситуациях? (Эльвира, Саратов)

Дорогая Эльвира!

Давно и не нами сказано: «Врач – исцелись сам!»

Запрещать ребенку брать со стола печенье и запрещать самостоятельно перебегать опасный участок оживленной трассы – вещи абсолютно разные. Только представим себе ситуацию: малыш попробовал печенье – вкусно и …неопасно! Значит (в его понимании, разумеется), и дорога представляется уже не столь опасной, ведь запрет был озвучен в одной и той же форме и тональности.

Все дело в том, что с самого детства мы привыкаем к языку кодов. И здесь все зависит не только от психологических качеств самого ребенка, но и от подхода взрослых к его воспитанию: тон, манера общения с воспитанником, построение фраз, громкость речи.

И ведь на самом деле, один понимает все буквально с полуслова, второму нужно два-три раза повторить одно и то же, третий – «хоть кол на голове теши» - не обращает на предупреждения никакого внимания. Первый вариант поведения – оптимальное воспитание, второй – с изъянами, третий – первые признаки педагогической запущенности.

С чего нужно начинать?

Чтобы научить малыша ориентироваться в ситуации и правильно оценивать степень возможных негативных последствий, воспитателю нужно выработать систему слов и предложений, связанных с различными видами опасности: сильная, средняя, слабая.

1. Например, любимое слово наших бабушек и дедушек «НЕЛЬЗЯ» должно применяться только к определенному кругу особо опасных ситуаций – тех, попадание в которые может закончиться трагически для малыша. Это слово можно произносить при приближении ребенка к открытому огню, к кипящей воде, включенным электроприборам;

2. Фразы типа «ты не можешь», «ты не должен», «я не позволяю» могут применяться к ситуациям менее опасным, но все же нежелательным. Например, если у ребенка выраженная аллергия на тот или иной продукт, имеет смысл использовать подобные словосочетания на запрет прикасаться к ним;

3. Фразы типа «не стоит», «лучше не надо» должны быть отнесены к ситуациям, когда вред от них накапливается постепенно: длительное пребывание у экрана компьютера или телевизора, прослушивание слишком громкой музыки, одевание не по сезону и пр.

Необходимо также помнить, что для одних детей важно зрительное восприятие возможных последствий ситуации, а другие больше склонны воспринимать предупреждения при помощи слуха.

Важен и собственный пример. Вариант, когда «тебе так делать нельзя, а папе или старшему брату можно, потому что они взрослые», относится к числу неподходящих: ребенку свойственно копировать поступки старших.

Не стоит уподобляться «назойливой мухе», чтобы не отбить всяческое желание у ребенка слушать наши предупреждения. Очень важно понимать, что наши дети не являются:

а) продолжением нас (они все постигают «с нуля», делая свои ошибки, что, несомненно, полезно);

б) работой над ошибками («я не научился играть на рояле – значит, мой наследник должен сделать это за меня»).