Несколько лет я проработала на коммерческом предприятии, устроившись туда сразу после получения диплома. Сейчас мне приходится все чаще задумываться о смене работы, но необходимость в прохождении собеседования ставит в тупик: трудно настроиться на «презентацию» самой себя. Как правильно подготовиться к собеседованию с потенциальным руководителем? (Нина, 29 лет)
Дорогая Нина!
Рано или поздно мысль о смене работы возникает у любого специалиста, стремящегося к карьерному росту. Формально вопрос можно разделить на две части – как подготовиться к собеседованию и как выстраивать беседу с потенциальным работодателем. Начнем с первой части.
1. Соберите максимально достоверную информацию об интересующем Вас предприятии. Это поможет не только определить степень благонадежности фирмы по отношению к своим работникам и стабильность ее положения на рынке, но и даст Вам возможность более свободно оперировать фактами, что подчеркнет Вашу компетентность на собеседовании. Эти сведения можно получить из разных источников: интернет (сайты, блоги, форумы), газеты, ТВ, беседы с другими людьми;
2. Если в роли Вашего рекомендателя выступает кадровое агентство, то обязательно поинтересуйтесь необходимым набором требований к кандидатам. Так Вы сможете избежать досадных недоразумений в разговоре и свести к минимуму риск отказа;
3. Подготовка к собеседованию включает в себя и формирование комплекта документов, которые нужно иметь при себе. Заранее уточните у специалиста по подбору персонала, что он желает увидеть: паспорт, резюме, трудовую книжку, диплом об образовании, документы о поощрениях и наградах, рекомендательные письма и пр.
4. Подумайте и о своем внешнем виде, когда отправитесь на собеседование. Совет один: в выборе одежды ориентируйтесь на особенности будущей работы и принятый в компании стиль (справьтесь об этом у офис-менеджера заранее). Даже при минимальных требованиях одеваться нужно чисто и опрятно.
Теперь немного о самом собеседовании.
1. В офисе компании-работодателя или кадрового агентства лучше появиться заблаговременно – минут за 10-15 до начала собеседования. Как Вы понимаете, опоздание или слишком ранний приход здесь психологически неуместны;
2. Постарайтесь сразу запомнить имя и должность лица, проводящего собеседование;
3. Отключите мобильный телефон, чтобы не отвлекаться от важного разговора. Любые отступления от этого правила (например, из-за неотложных проблем в семье) должны заранее обговариваться с собеседником;
4. Составьте заранее небольшое повествование о себе, которое должно учитывать как Ваши личные и профессиональные качества, так и потребности и интересы фирмы, в которой Вы планируете трудиться. Стройте свой рассказ в русле будущей вакансии. Ориентируйтесь на полученные о компании сведения. Продумайте, как будете отвечать на сложные вопросы людей, ведущих собеседование. Было бы неплохо подготовить пару-тройку ярких историй (по 1-2 минуте на каждую) из вашего профессионального прошлого;
5. На собеседовании старайтесь вплетать Ваши знания о предприятии незаметно и к месту, дабы не создать о себе негативное мнение и не вызвать отторжения у работодателя. Поверьте, каждому уважающему себя и свою фирму руководителю будет приятно иметь дело с доброжелательным, компетентным, заинтересованным и тактичным специалистом;
6. В разговоре не стоит выдавать себя за бессребреника-волонтера, поскольку каждая сторона прекрасно понимает истинные мотивы смены работы. Поэтому нужно составить четкий перечень вопросов, которые бы Вы хотели задать на собеседовании.
7. Но главное - умение говорить о том, О ЧЕМ хочет слышать работодатель. В этом смысле очень полезно прочесть (или перечитать) книгу известного американского специалиста Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей». Удачи и благополучия Вам!